Верховина: закарпатские украинские народные сказки

Про царя Поганина, который хотел жениться на своей дочери

Жил на свете царь Поганин вместе с женой и дочерью. Заболела жена тяжело и, когда была уже при смерти, говорит:

— Ищи себе жену с таким, как у меня лицом. Другой не бери.

И умерла.

Пошел царь по свету искать себе новую подругу. Искал, искал — так и не нашел. Возвращается домой и говорит дочери:

— Ну, дочка, мать меня заклинала жениться только на женщине с таким, как у нее, лицом. Ходил я по целому свету, а такой не встретил. Видно, придется мне жениться на тебе, потому что ты одна на свою мать похожа.

— Как мне быть твоей женой, если ты мой отец?

— Придется, ничего не поделаешь. А противиться станешь — не быть тебе в живых.

Сказал это царь и пошел на границу, потому что там шла война.

А дочь убежала из дому. Пришла на полонину1 и встретилась там с овчаром.

— Кто ты и как тебя зовут? — спрашивает овчар.

— Я царская дочь. Отец понуждал меня стать его женой, и я убежала из дому.

Царь же, вернувшись домой, стал разыскивать дочь и тоже пришел на полонину. Увидел его овчар и спрятал девушку, накрыв ее бараньей шкурой.

Остановился царь Поганин и спрашивает:

— Не видел ли ты, пастух, мою дочку?

— Я, царь, видел, но мне было тогда только двенадцать лет, а овечек этих еще и на свете не было.

Так царь и не нашел свою дочку.

А овчар завернул девушку в баранью шкуру, и шкура тотчас же приросла к телу царевны. Говорит овчар:

— Теперь ты не смеешь ни с кем говорить, кроме того, кто с тебя шкуру снимет. Тот и будет твоим мужем.

Вывел овчар девушку на границу, показал ей дорогу в другую державу:

— Иди туда. Там отец не будет иметь над тобой власти.

Перешла девушка границу и очутилась в лесной чаще. А чаща та была обнесена проволокой, потому что сюда ходили паны на охоту.

Так и жила девушка в этой чаще, питалась орехами, ягодами, спала в дупле явора.

Как-то осенью пришел в чащу принц со своими слугами. Охотились весь день, но так ничего и не подстрелили. Псы охотничьи бегали, бегали по лесу, а потом остановились у явора и залаяли. Подбежал принц, смотрит — в дупле девушка в бараньей шкуре. Спрашивает ее принц, кто она и откуда. А девушка молчит, не отвечает. И решил принц, что она немая.

Привел он девушку домой и спрятал под кроватью. А вечером засветил огонь и стал снимать с нее шкуру. Снял и стоит, не может глаз отвести — никогда не видел он такой красавицы. А девушка вдруг заговорила:

— Что ты смотришь на меня?

— А кто ты такая?

И девушка рассказала ему историю, которую мы уже знаем.

Купил принц девушке одежду и стал жить с ней, как с женой. Между тем, отец его состарился и захотел, чтобы сын сменил его на престоле.

— Женись, сынок, передам тебе державу.

— У меня есть невеста.

Когда родители увидели, что это за невеста, то отказали сыну в своем благословении. Очень уж хотелось царице женить сына на царской дочери.

Но принц женился по своей воле и стал править царством.

Вскоре после свадьбы пошел молодой царь на войну, а министру приказал присматривать за женой, которая к тому времени ждала ребенка. Письма молодой царь посылал министру, чтобы мать не могла прочитать.

Пришло время царской жене родить. Пока министр бегал за доктором и бабой повитухой, родила царица хлопчика с тремя золотыми волосами. Старуха-свекровь выкрала ребенка, бросила его в воду, а вместо него положила трех щенят. Возвращается министр с бабкой и врачом и видит: молодая мать спит, а на груди ее трое щенят возятся. Пришлось министру написать обо всем царю.

Молодой царь ответил: «Пусть будут щенята. Присматривайте за ними».

Хитрая старуха-свекровь первой прочитала это письмо, сожгла его и заменила другим: «Раз моя жена родила щенят, убейте ее, чтоб мне ее больше не видеть».

Прочитал министр письмо и заплакал.

— Чего ты плачешь? — спрашивает старая царица.

— Как не плакать, если такую молодую женщину погубить придется?

— Раз царь приказал, ничего не поделаешь. Застрели ее и брось в воду. Повез министр жену царя к реке и опять плачет.

— Чего ты плачешь? — спрашивает женщина.

— Вот, прочитай письмо твоего мужа. Прочитала она письмо и просит:

— Не губи меня, отпусти.

— Как мне тебя отпустить, если должен я старой царице принести сердце твое и твой мизинец.

— Убей пса и возьми его сердце, а мизинец свой я отрублю.

Так и сделал министр. Поклялась ему женщина, что пойдет по свету и никогда о ней в этом царстве не услышат.

Возвратился царь с войны, спрашивает:

— Где моя жена?

Министр остолбенел от страха.

— Ты же приказал жену убить.

Нашли письмо, и царь сразу узнал руку матери.

Застрелил царь мать и министра.

А теперь отправимся за хлопцем, которого старая царица бросила в воду.

Хлопец этот не погиб, а нашли его дорожные люди. Вынули из воды и подарили ему коня «куда пожелаешь — туда понесет», саблю «что задумаешь — то срубит» и ружье «кого захочешь — того застрелит». Потому что стали эти люди крестными родителями для хлопца. Наделили они хлопца силой, какой ни у кого на свете не было.

Сел хлопец на коня и говорит:

— Неси меня, конь, к моей маме.

И занес хлопца конь в глухой лес, к маленькой хатенке. В той хатенке пряталась его мать.

Не поверила мать, что хлопец, на коне — ее сын.

— У моего сына на голове три золотых волоса.

Снял хлопец шапку, увидела мать золотые волосы и поверила.

Рос хлопец, как из воды. Вырос, стал ходить на охоту.

Однажды заблудился в чаще и набрел на дом, в котором жили опрышки2. Самый старший из них был такой сильный, что все его боялись. Кому ни напишет этот опрышек письмо, чтобы ему дали девушку, — то ли графу, то ли пану, то ли самому царю, — все выполняли его желание. Знали, что если не выполнят, он их убьет.

Однажды четверка коней везла царскую дочку к старшему опрышку. Хлопец застрелил всех злодеев-опрышков и девушку домой отправил. Подарила она ему на прощанье перстень.

Привел хлопец в дом опрышков свою мать и отдал ей ключи от всех комнат, кроме одной. Оставил мать на хозяйстве, а сам отправился на охоту.

Ходит мать хлопца по дому, во все комнаты заглядывает. Подходит и к той двери, от которой сын ключ не оставил. Слышит — в комнате шорох. А это один из опрышков, тела которых спрятал хлопец в комнате, жив остался.

— Кто там? — спрашивает мать.

— Я опрышек. Отопри дверь.

— Как же я отопру? У меня ключа нет.

— В лесу есть такая вода, что, если в нее обмакнешь ключ, он к любому замку подойдет.

Так и сделала женщина, как просил опрышек. Отперла дверь, выпустила раненого опрышка, стала за ним ухаживать.

Полюбили друг друга мать хлопца и опрышек.

— Как же мы будем жить? — спрашивает женщина.

— Мы бы жили хорошо, если бы избавились от твоего сына.

— А как это сделать?

— Притворись больной и попроси у него молока от львицы.

Вернулся сын с охоты, а мать лежит, стонет.

— Что с вами, мамо?

— Очень мне плохо.

— Чем же вам помочь?

— Мне снилось, что если бы напилась я молока от львицы, то выздоровела бы.

Пошел хлопец в лес. Увидел львицу с детенышем и примеряется стрелять.

— Погоди стрелять, — говорит львица. — Твоей матери не мое молоко, а твоя кровь нужна. Вот возьми, я тебе сама молока дам.

Приходит сын к матери:

— Вот, мамо, молоко от львицы. Пейте.

— Не нужно уже, сынку, я выздоровела.

Пошел сын опять на охоту, а опрышек снова подговаривает мать:

— Есть в лесу гора. На ней яблоня, на которой растут яблоки трех цветов красные, белые и зеленые. Съешь красное яблоко — сразу выздоровеешь и помолодеешь, съешь белое — поседеешь, как полонина зимой, съешь зеленое тяжело заболеешь.

Опять притворилась мать больной. Ходит вокруг нее сын, жалеет ее:

— Чем же вам, мамо, помочь?

— Ох, сынку, есть такая гора, на которой растет яблоня. А на той яблоне яблоки трех цветов — красные, белые и зеленые. Снилось мне, что если бы съела я красное яблоко, то выздоровела бы.

— Я принесу это яблоко.

Сел хлопец на коня и только подумал о яблоне — сразу очутился возле нее.

Опрышек и мать надеются, что хлопец никогда не вернется. А он подъехал к яблоне и видит — под ней девушка на качелях качается. Слез хлопец с коня и только сорвал яблоко, как девушка превратилась в змею.

— Ого-го, какой ты смелый! Еще не родился человек, который унес бы отсюда хоть одно яблоко, — шипит змея, подползая к хлопцу.

Выхватил хлопец саблю, посек змею на кусочки.

А у змеи был дом. Вошел хлопец в этот дом, смотрит — стоит корыто, а в корыте — гадюка клубком свилась.

— Тьфу, чтоб ты пропала!

— Не плюй на меня, а возьми и сними с меня кожу.

Стал хлопец лупить гадюку, а потом снял с нее кожу и увидел перед собой царевну, такую худую, как тростинка.

Идет хлопец дальше в дом и слышит за железными дверями человеческий говор. Разбил он двери, а там — пятьсот человек. Все те, кто пробовал нарвать яблок с яблони.

Освободил их хлопец, а сам сел на коня и поехал домой.

Увидела мать, что сын ее опять жив-здоров вернулся, и говорит опрышку:

— Сила его в мундире.

— Ну, так заставь его раздеться, скажи, что искупать хочешь. Когда будешь купать, свяжи ему этой шелковой ниткой два пальца. Скажи, что тебе приснилось, будто нет такого человека, который бы эту нитку разорвал. А когда он не сможет разорвать нитку, позови меня.

А сын дал матери яблоко, она съела его и сразу стала молодой и красивой. Приготовила она кадку с водой и зовет сына:

— Иди, сынок, искупаешься, я тебе воду приготовила.

— Мне, мамо, не нужно купаться, потому что ни на меня, ни на мой мундир пыль не садится.

Но мать очень просила, и он согласился. Сбросил с себя мундир, отложил в сторону саблю, ружье и полез в воду.

Говорит мать сыну:

— Сынок мне снилось, что если бы я этой ниткой перевязала пальцы самому сильному человеку, то он не смог бы ее перервать. Перервешь ли ты?

— Ну-ка, завяжи.

Обмотала мать сыну пальцы девять раз, и не смог он разорвать шелковой нитки. Зовет мать опрышка.

— А ну, вылазь! — приказал хлопцу опрышек. А потом замахнулся саблей и спрашивает:

— Какой смертью умереть хочешь?

Молчит хлопец, а мать взяла из печи головешку и выжгла ему один глаз.

— Мать выжгла мне один глаз, ты выжги другой и пусти меня по свету, — говорит хлопец опрышку.

Опрышек не захотел выжигать хлопцу глаз. И второй глаз выжгла мать.

Взял опрышек хлопца на плечо, отнес и бросил в колодец.

А в колодце том — полно гадюк. Стали они шипеть, а царь их гадючий, с короной на голове, спрашивает:

— Этот хлопец сделал вам какое-нибудь зло?

— Нет, не сделал.

— Ну, хлопче, полижи этот камень, будешь сыт.

Расползлись гадюки из колодца, остался хлопец один. Оброс мохом так, как обрастает дерево.

Проходили как-то мимо колодца двенадцать маляров и сели отдохнуть, пообедать. Захотелось им напиться воды. Опустили в колодец ведро, а хлопец ухватился за край, и маляры вытянули его наверх.

— Кто ты такой и откуда?

А хлопец вспомнил о перстне царевны, который был у него на пальце, и просит:

— Отведите меня к той девушке, имя которой на этом перстне.

Отвели маляры хлопца к царским палатам и оставили у дверей. Утром служанка вынесла слепому поесть и видит: у него на пальце перстень с именем царевны.

Горько плакала царевна, когда увидела, что сталось с ее избавителем. Ухаживала она за хлопцем и все по ворожеям ходила, расспрашивала, как бы ему помочь.

Одна ворожея посоветовала:

— Постись девять пятниц, девять раз сними с окна росу в этот стакан и покропи хлопцу глаза.

Сделала все это царевна, и хлопец прозрел. Девушка даже запела от радости.

— Что ты, дочка, такая веселая? — спрашивает ее отец.

— Идите посмотрите.

Повела девушка отца с матерью поглядеть на хлопца.

— Кто это?

— Это тот, кто спас меня от злых опрышков.

Отгуляли свадьбу, но хлопец все не может успокоиться. Хочет он вернуть свою саблю, ружье и мундир. Плачет царевна, не пускает его. Но муж ее не послушался и собрался в путь. Купил себе гармонику, машинку для шитья, спрятал в карманы яблоки, которые нарвал когда-то по просьбе матери. Одно яблоко съел и стал старым дедом.

Пришел хлопец к дому, в котором жила его мать с опрышком, остановился под окнами и заиграл на гармонике. Опрышку понравилась игра, и позвал он деда в комнату. Мать не пускала, людей боялась. Но опрышек сделал, как хотел.

Вошел дед в комнату, спрашивают его:

— Откуда ты?

— Я портной, иду графу рубашку шить.

— Имеешь время, погуляй с нами.

За игрой деда и время прошло незаметно. Наступила ночь. Заглянула мать в дедову торбу и спрашивает:

— Что это у тебя в торбе?

— Сукно.

— Сшей мне свиту, граф подождет.

Дед согласился. Сел за машинку, а хозяин с хозяйкой легли спать. Когда они крепко уснули, дед снял с гвоздя саблю, ружье и мундир, скушал красное яблоко и опять стал молодым хлопцем.

— Поднимайтесь! — будит хозяев.

Вскочил опрышек, бросился к сабле и ружью — да поздно.

Спрашивает хлопец опрышка:

— Какой смертью умереть хочешь?

— Такой, какую я тебе присудил.

Выжег хлопец опрышку глаза, бросил его слепого в колодец. А там его змеи съели — одни кости оставили.

Мать свою хлопец запер и поставил перед ней две бочки.

— В одну будешь проливать слезы по мне, в другую — по опрышку, — сказал матери и пошел обратно в ту страну, где ждала его жена-царевна. Встал хлопец на царство, и зажили они счастливо.

Пришел однажды хлопец в гости к своему отцу. Угощались, беседовали, и рассказал хлопец отцу про свою мать.

— Хочешь ли ее видеть? — спрашивает отца.

— Хочу.

Привел хлопец отца к матери, смотрят — бочка сына пустая, а опрышкова полна слез.

— Что с ней делать? Возьмешь ее к себе? — спрашивает сын отца.

— Не хочу ее, — отвечает отец.

Но хлопец и на этот раз пожалел мать и взял ее к себе. А мать спрятала мертвую кость опрышка, острую как иголка, и положила сыну в постель. Лег сын спать, кость пробила ему сердце и он умер.

Искали доктора причину смерти и никак не могли найти. А когда собрались уже хлопца хоронить, появился дорожный человек и сказал, что знает причину смерти. Вынул он кость из сердца, и хлопец ожил.

— Кто положил кость в постель?

Никто не признается. Спрашивали всех служанок — каждая клялась, что кость не клала. Поклялась и мать.

Собрал хлопец всех вместе, бросил вверх саблю и подумал: «Заруби того, кто хотел моей смерти».

И сабля зарубила его мать.

1 Полонина — высокогорные луга в Карпатах.
2 Опрышки — разбойники. В Закарпатье так иногда называли народных мстителей.

© Дизайн: S&A design team
© Все права принадлежат народу
Обратная связь
Карта сайта
расширенный
Историческая справка:
Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от Ю. Тегзы-Парадюка.