Верховина: закарпатские украинские народные сказки

Про поляну

Давно когда-то в горах гуляли вольные опрышки1. Их разгоняли: которого схватят, а который и удерет. Один из них спустился в ту долину, где теперь село Поляна стоит. Срубил себе хату, завел хозяйство.

Женился, развел овец и так разбогател. А когда сыну его исполнилось двенадцать лет, послал отец хлопца на полонину2 к овцам.

Пасет хлопец овец. И так научился трембитать3, как человек говорить. Заиграет, бывало, — далеко кругом слышно.

И отец наказал ему:

— Если нападут на тебя опрышки, затрембитай:

«Туню, няньо, туню, одевай-ка гуню,
А то пришли опрышки, забрали мои стрижки...»

Однажды осенью, когда хлопцу исполнилось уже семнадцать лет, пришли опрышки и насмеялись над ним: привязали его к буку, перевернули всю посуду с молоком и овечьим сыром, а овец угнали.

— Люди добрые, вижу, придется мне помирать. Дайте мне трембиту, хоть перед смертью потрембитаю.

Они принесли ему трембиту и положили так, чтобы он мог ее достать.

Когда опрышки ушли, хлопец затрембитал:

«Ой, туню, няньо, туню, одевай-ка гуню,
А то пришли опрышки, забрали мои стрижки.
Все по земле поразбросали,
Меня, молодого, к буку привязали...»

Когда отец услыхал голос трембиты, накинул на себя гуню, в руки взял топор и поспешил на полонину к сыну. Пришел, хлопца отвязал, отправил домой, а сам за овцами. Шел, шел и напал на след.

А опрышки окружили овец оградой и уже жарят себе баранину. Когда увидел человек, что там сидит двенадцать опрышков, вернулся назад, взял на плечи бук и бросил его опрышкам на ноги. А топором поотрубал им головы. Овец погнал назад, оставил на половине и опять послал сына сторожить их.

Хлопец перезимовал с овцами на полонине, а когда вернулся весной домой, женился. После свадьбы снова пошел на полонину. Так жил с женой два года, а на третий пришли в Поляну песиголовцы и украли его жену.

Вернулся муж с полонины, а жены нет.

— Не увели ли ее песиголовцы?

— Может, и они, — говорит отец. И сказал сын:

— Ну, нянько, идите к овцам вы, а я пойду свою жену искать.

И пошел. А был у него пес Чоря, и увязался он за хозяином. Тот его отгоняет, но пес стороной бежит.

Идет, идет легинь горами, лесами, да не так скоро, как я говорю. Раз как-то выходит из лесу и видит: сидит песиголовец с его женой, обнимаются. Легинь следит — где они будут ночевать. А они пошли в лес, в самую чащу, там стояла песиголовца хата, сбитая из жердей. Вошли в хату, а легинь прокрался за ними.

И схватились легинь с песиголовцем накрест, давай ломать друг друга. Легинь был сильный. Ломают друг друга, на землю бросают. А жена вдруг схватила полено и принялась своего мужа колотить.

Видит он, что погибать приходится. А пес бегает под окном, скулит.

— Эй, Чоря, Чоря, умираю я, — крикнул легинь.

Тогда пес ударился в окно, разбил его и прыгнул в хату. Бросился на песиголовца и разорвал ему живот.

Вскочил легинь, прикончил песиголовца и жену свою убил.

Вернулся домой, а отец спрашивает:

— Нашел жену?

— Нашел.

— Ну, и как?

— Да вот так. Когда я их нашел, они решили меня со света свести. Только вот пес Чоря меня спас. И я их убил.

— Хорошо сделал.

Легинь опять женился, и пошло от него село Поляна.

1 Опрышки — разбойники. В Закарпатье так иногда называли народных мстителей.
2 Полонина — высокогорные луга в Карпатах.
3 Трембита — украинский народный духовой инструмент.

© Дизайн: S&A design team
© Все права принадлежат народу
Обратная связь
Карта сайта
мощные светодиодные прожекторы / солнечные светильники купить
расширенный
Историческая справка:
Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от А. Калина. Впервые опубликована в сборнике «Закарпатские сказки Андрея Калина», Ужгород, 1955 год.