Верховина
Верховина
Закарпатские украинские
народные сказки
Верховина
Закарпатские украинские
народные сказки

Как дьякон молился

Жил в одном селе бедный лесоруб, всю неделю в лесу работал, домой только на воскресенье приходил. А жена его с дьяконом спуталась.

Частенько отец дьякон к ней в гости забегал, а случалось, и заночевывал. В субботу, как только муж домой вернется, жена все больной сказывается. И хворает она до самого понедельника, пока муж в лес не уйдет.

Раз вернулся домой лесоруб, по пути заглянул к соседу, недолго побыл там и заспешил в свою хату. Сосед упрашивал его еще посидеть, но лесорубу не терпелось: жена, дескать, хворает, надо кое-что по хозяйству сделать.

Сосед все знал про ту бабью хворь. Он посоветовал лесорубу, чтобы тот сам прикинулся хворым, а потом и мертвым. Тогда, мол, узнает то, чего теперь не ведает...

Дома лесоруб залез на печь, кряхтит, стонет, словно в горячке, а потом и затих, не дышит. Жена кинулась к дьякону: так, мол, и так, муж преставился. Дьякон пообещал придти прочитать отходную и велел приготовить чего-нибудь выпить да закусить.

Прибежала жена домой, принялась за работу, и вскоре на столе появилась жареная курица. Не успела выпивки принести, а дьякон уже на пороге. Бросилась хозяйка в корчму.

Только вышла, а дьякон — за курицу, не терпится ему. Тут уж и лесоруб не вытерпел. Спрыгнул с печи да как стукнет отца дьякона. Да так сгоряча зашиб, что у того и дух вон...

Что делать? Посадил лесоруб мертвого дьякона за стол, воткнул ему полкурицы в рот — будто подавился отец дьякон. А сам обратно на печь лег, не дышит.

Прибегает хозяйка с бутылкой и уже с порога кланяется дьякону: «Выпейте, отче». А тот молчит. Присмотрелась — подавился дьякон. Подняла крик, кинулась к соседу:

— Ой, горе мне! В хате два покойника!

Сосед усмехнулся в усы и вроде бы удивляется:

— Как же так? Когда муж помер, ты — никому ни слова, а теперь кричишь! Да уж ладно. Беги домой, молись, авось, один из двух поднимется.

Упала женщина на колени перед мертвым дьяконом, молится, слезами обливается. Дьякон молчит. А лесоруб вздохнул. Жена — к нему. Тот начал «оживать», попросил воды. Потом осмотрелся и спрашивает:

— Кто это за столом сидит?

Тут уж жена не выдержала. Рассказала мужу чистую правду, во всем покаялась и обещала никогда больше не грешить.

Завечерело. Лесоруб взвалил мертвого дьякона на плечи и потащил в село. А в селе был поп, злой-презлой. Лесоруб принес дьякона в поповский сад, припер к сливе. Потом постучал в окно поповского дома. Когда поп отозвался, лесоруб попросил выпустить его коня из сада. Поп рассердился, схватил ружье и выбежал за дверь. Лесоруб молил его, просил смилостивиться, не убивать коня. Но поп, не помня себя от злости, начал палить из ружья по саду.

Лесоруб кричит попу, что тот не коня, а человека убил.

Как увидел поп мертвого дьякона под сливой, остолбенел. Потом опомнился, дает лесорубу кошель золота, просит никому не рассказывать о случившемся, а главное, отнести куда-нибудь подальше мертвое тело.

Лесоруб взял у попа деньги и понес дьякона к корчме.

Подпер его к стене у окна, а сам давай стучать и орать, требовать на крейцер водки.

Корчмарь долго не отзывался, а потом крикнул, чтобы пьяница убирался вон. Но лесоруб продолжал стучать. Тогда рассердился корчмарь, схватил палку, распахнул окно и треснул по голове мертвого дьякона.

Тут лесоруб выскочил из-за угла, поднял крик: «Человека убили!» Корчмарь выпрыгнул из окна, смотрит — и впрямь беда стряслась.

Получил лесоруб и от корчмаря много денег за обещание молчать и упрятать убитого дьякона подальше.

В ту ночь в одной хате молодежь собралась на гулянку. Лесоруб отнес дьякона к той хате, поставил под окном, а сам — дай бог ноги.

Увидали хлопцы, что в окно кто-то заглядывает. Сначала по-хорошему попросили, чтобы шел тот человек своей дорогой. А дьякон не отвечает, стоит. Тогда хлопцы выбежали из хаты на улицу. Один схватил дьякона за вихры, второй ударил кулаком, третий поддал ногой. Бросили его среди дороги — и кто куда.

А наутро по селу пошла весть, что на гулянке дьякона убили...

Поиск по сайту
Историческая справка:
Записана И. Сабадошем в селе Заднее, Иршавского района